Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
В данное время реализуется Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Постановление правительства РФ от 01.12.2015 №1297 .
Инклюзивное образование на территории РФ регулируется следующими документами:
1. Международно-правовые документы:
- «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и действительная ныне на всей территории Российской Федерации.
- Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», сверхзадачей которой по существу является устранение разного рода барьеров на пути доступа различных групп населения к образовательным ценностям. Программа в максимальнойстепени актуализирует внимание к проблемам образования лиц с ограниченнымивозможностями здоровья (инвалидов).
- Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
2. Федеральный уровень:
- Конституция РФ;
- «Об образовании в Российской Федерации» — Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изменениями)
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями изменениями
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014
- Приказ Минобрнауки РФ от 9.11.2015 "Об утверждении Порядка обеспечений условия доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказанния им при этом необходимой помощи
3. Региональный уровень:
- Постановление Правительства Вологодской области от 29 декабря 2014 года № 1208 об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) и их родителями.
- Постановление Правительства ВО от 21.04.2014 № 323 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья"
- Приказ Департамента образования области от 24 декабря 2014 года № 3055 «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов»
- Постановление Правительства Вологодской области от 21 апреля 2014 г. № 323 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья»
- Положение о Координационном совете по реализации проекта развития инклюзивного образования в Вологодской области
Существует восемь принципов инклюзивного образования, которые лежат в основе педагогической деятельности:
— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
— каждый человек способен чувствовать и думать;
— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
— все люди нуждаются друг в друге;
— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
В настоящее время в Вологодской области создано образовательное пространство с едиными подходами к предоставлению образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детям-инвалидам.
Приоритеты региональной политики в сфере предоставления качественных образовательных услуг детям с ОВЗ и инвалидам:
- адаптация содержания образования к возможностям обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, развитие инклюзивного образования;
- предоставление мер социальной поддержки при получении образования;
- создание условий для социальной, психолого-педагогической поддержки и реабилитации, адаптации в обществе;
- создание условий для профессионального обучения и среднего профессионального образования;
- повышение уровня доступности объектов образования и услуг в сфере образования, в том числе создание специальных условий для получения всех уровней образования детьми с ОВЗ и инвалидами;
- подготовка педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами образования.
В регионе сохранена дифференцированная сеть отдельных образовательных организаций (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации), осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В образовательных организациях функционируют классы (группы), осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В МОУ "СОШ № 13" реализуются адаптированные программы для детей с задержкой психического развития начального общего и основного общего образования. Программы представлены в подразделе «Образование».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1.)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (5-9 классы)
В соответствии с медицинскими показаниями для детей с ОВЗ разрабатывается и реализуется индивидуальный учебный план и индивидуальные рабочие программы по предметам, направленные на развитие академических знаний и жизненных компетенций. Индивидуальное обучение регламентирует Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья в школе созданы следующие условия получения образования. Подробная информация представлена в Паспорте доступности школы.
В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, целью которого является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся. Положение о психолого-педагогический консилиум.
Коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации создаётся за счёт реализации программ коррекционной работы, которые представлены в образовательных программах.
Осуществляется сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения специалистами, прошедшими специальную подготовку, при соответствующих рекомендациях с ним постоянно работают педагог-психолог, социальный педагог и логопед-дефектолог. Классный руководитель организует сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи, тем самым обеспечивает адаптацию ребёнка в среде сверстников. С целью поддержки и сопровождения родителей детей с ОВЗ создан Сайт для родителей особых детей Вологодской области.
В 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 учебных годах в школе инвалидов по зрению и с полным поражением слуха не обучается.
В школе, в связи с отсутствием необходимости, не предусмотрены следующие условия:
- дублирование для инвалидов по слуху и зрению звуковую и зрительную информацию;
- дублирование надписи знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;
- предоставление инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуги сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика).
Обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата не имеется.
Всем учащимся с ОВЗ и инвалидностью в силу отсутствия специальной необходимости доступ к объектам культуры и спорта,библиотечным ресурсам, доступ к компьютерной технике и электронным образовательным ресурсам предоставляются на общих основаниях.
Всем обучающимся с ОВЗ и инвалидностью предоставляется дополнительное питание в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Специальные условия охраны здоровья обучающемуся с ОВЗ и инвалидностью предоставляются в соответствии с заключением ПМПК.